Почему клетки 117-летней Марии Браньяс жили дольше ожидаемого, несмотря на очень короткие теломеры? Учёные предполагают, что такая особенность могла не ускорить старение, а, наоборот, защитить её от онкологии. Какую роль в этом сыграли генетика, иммунитет, микробиом и образ жизни — объясняет Михаил Артемович Болков, кандидат медицинских наук, научный сотрудник Института изучения старения Российского геронтологического научно-клинического центр Пироговского Университета Минздрава России.
Результаты анализов долгожившей женщины (117-летней Марии Браньяс, которая умерла в 2024), были интересными не только из-за её микробиома. Касаемо микробиома — много вопросов. Он первичен или вторичен, как сопутствующий признак удачного обмена веществ?
С одной стороны, пресса сообщает, что, по её словам, она каждый день употребляла йогурт. С другой стороны генетика показала, что у неё были найдены редкие генетические варианты, связанные с крепким иммунитетом, здоровьем сердца и мозга. Средняя длина теломер у неё была очень короткая, что обычно ассоциируется со старостью клеток и остановкой их деления. Но ее клетки сохраняли способность к обновлению. Исследователи выдвигают гипотезу, что короткие теломеры, ограничивающие срок жизни клеток, могли препятствовать развитию онкологических заболеваний, не являясь при этом фактором, ведущим к смерти клеток и ускорению старения. В чем здесь больше роль — генетики, микробиома, образа жизни? Это непростой вопрос и ученые всего мира с интересом наблюдают за долгожителями. В нашей стране в РГНКЦ РНИМУ им. Н.И. Пирогова также проведено исследование долгожителей, наших 100+ летних пожилых людей.
Выяснилось, что различные люди стареют по-разному, у каждого старение идёт по своей траектории (по определенным органам и тканям), это зависит от многих факторов — питания, хронических травм и болезней, полезных и вредных привычек, поведения. Например, доказано, что наши долгожители (по сравнению с другими соотечественниками) в среднем на 2 года позже начинали работать, на 3 года позже выходили на пенсию (2% из них продолжали работать!), чаще были религиозными, имели высокое образование, чаще занимались интеллектуальной деятельностью и имели хобби.
Известно, что наши гены включаются и выключаются, адаптируясь под наш образ жизни и окружающую среду. Ученые считают, что образ жизни оказывает во много раз больше влияния, чем генетика. Возвращаясь к микробиому Марии Браньяс, можно сказать, что это требует дальнейших наблюдений за другими долгожителями. Но, вероятнее всего, её микробиом был следствием её образа жизни, а не причиной её долгожительства. Он безусловно ей помогал, оказывая положительное влияние. Но один лишь микробиом не оказал бы всего того воздействия, которое требуется, чтобы дожить в здравом разуме до 117 лет.


Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS