Семейные сценарии и травмы могут передаваться через поколения, влияя на поведение и эмоции потомков. Как распознать эти паттерны и освободиться от их влияния? Рассказывает Казарян Мария Юрьевна, к.психол.н., доцент заместитель директора ИКПСР Пироговского Университета.
Психологические установки и убеждения, паттерны поведения и способы мышления могут передаваться из поколения в поколение и даже через поколение от бабушек и дедушек через родителей к детям. Установки передаются посредством воспитания через вербальные средства общения (слова) и невербальные (мимику, жестикуляцию, интонацию, паузы, молчание, взгляд и т.п.). Стоит различать позитивные и негативные установки. Позитивные установки родителей будут способствовать развитию уверенности в себе, ответственности, целеустремленности. Негативные установки могут привести к низкой самооценке, неуверенному поведению, эмоциональным трудностям.
О негативных установках стоит поговорить отдельно. Приведем пример: негативная установка «не будь успешным» может быть сформирована в случае, если родители твердят ребенку, что у него никогда ничего не получится, он никогда не делает ничего верно. Родители в этой семье не радуются успехам ребёнка, не хвалят его, молчат или неодобрительно качают головой, когда ребенок им рассказывает о своих успехах. Ребенок закрепляет мысль: «Что бы я ни делал, я никогда не делаю ничего верно, мне не добиться успеха ни в каком деле, нечего и стараться!».
Установки передаются не только осознанно, но и на подсознательном уровне. Родители, воспитанные с определёнными установками, могут непреднамеренно передавать их своим детям. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, ввел в психологию понятие бессознательного. Он обнаружил, что детские травмы и неосознаваемые конфликты родителей влияют на развитие ребенка. Карл Густав Юнг развил идею З.Фрейда и включил в свою теорию понятия «коллективное бессознательное» и «архетипы» как глубинные психологические структуры, передающиеся через поколения. К.Г. Юнг показал также возможность существования «семейного бессознательного», когда нерешенные проблемы предков оказывают влияние на потомков.
Допустим, в семье не принято выражать любовь, обнимать, хвалить, поддерживать друг друга. Это не означает, что родители не любят ребенка, просто они не привыкли это делать, потому что так было в их семьях. Подобным образом они строят и свою семью. Ребёнок растет с установкой «не будь близким», он не может проявить любовь к другому человеку, у него стоит некий запрет на проявление чувств, следовательно, он не может построить свою семью, избегая близких эмоционально насыщенных отношений. Авторы теории привязанности Джон Боулби и Мэри Эйнсворт доказали, что стиль привязанности формируется в раннем детстве и передается дальше. Например, тревожная мать может неосознанно воспитывать такого же тревожного ребенка, а дочь эмоционально холодной матери с большой долей вероятности сама будет точно такой же матерью.
Основными неосознаваемыми механизмами передачи установок являются следующие: подражание, семейный сценарий, внушение. Здесь можно обратиться к теории социального научения. Альберт Бандура показал, что дети усваивают модели поведения через наблюдение и подражание. Ребенок родителей, демонстрирующих перфекционизм, бессознательно скопирует этот поведенческий паттерн и будет вести себя соответствующим образом.
Теории, связанные с семейными сценариями, показывают, что семейные установки, психологические травмы или трудности семьи через поколения продолжают влиять на потомков. Так, Берт Хеллингер, автор понятия «семейные расстановки», показал, что неосознанные сценарии (например, чувство вины, отверженность) могут переходить от бабушек и дедушек к внукам. А сторонники психоанализа Николя Абрахам и Мария Тёрок ввели термин «трансгенерационный призрак», объясняя этим влияние на потомков невысказанных травм предков (например, войны, потери) через так называемые «неосознаваемые послания». Например, в семье дед погиб на войне и это стало «запретной темой», о нём не говорят, все вопросы внука резко прерывают. У внука ночные кошмары и необъяснимый страх смерти, в играх он выбирает мужественные роли (пожарного, спасателя). В этом примере можно проследить, как непрожитые семейные травмы влияют на тех членов семьи, которые лично его не знали своего погибшего предка. Для работы с проблемами ребенка психолог рекомендовал в семье проговорить эту проблему, рассказать историю деда, погрустить вместе о нем и осознать неконструктивные семейные послания.
Таким образом, мы видим, что негативные установки, передаваемые на подсознательном уровне, самые стойкие и опасные для личности, действующие помимо воли человека. И даже если любящие родители стараются дать ребенку самое лучшее, действуют из благих побуждений, их собственные установки автоматически могут препятствовать этому и негативно влиять на ребенка через невербальные сигналы или семейную атмосферу, через неосознаваемые реакции в той или иной ситуации, через традиции и ритуалы семьи. Поэтому, если родители хотят оградить ребенка от этих установок, в первую очередь, следует вывести негативные установки на осознаваемый уровень и начинать целенаправленно с ними работать.
Основные положения статьи: Влияние семейных сценариев и травм на потомков: теории и примеры
1. Как передаются семейные установки?
- Осознанные и подсознательные механизмы:
- Установки передаются через вербальные (слова) и невербальные (интонация, мимика, взгляд) средства общения.
- Родители могут непреднамеренно передавать свои убеждения и паттерны поведения.
- Пример негативной установки:
- «Не будь успешным» формируется, если родители критикуют ребенка, не поддерживают его успехи. Это приводит к низкой самооценке и отказу от попыток добиться целей.
2. Теоретические основы передачи травм и сценариев
- Зигмунд Фрейд:
- Ввел понятие бессознательного, показав влияние детских травм и конфликтов на развитие личности.
- Карл Густав Юнг:
- Развил идею до «коллективного бессознательного» и «семейного бессознательного». Нерешенные проблемы предков могут влиять на потомков.
- Теория привязанности (Джон Боулби, Мэри Эйнсворт):
- Стиль привязанности формируется в раннем детстве и передается через поколения. Например, тревожная мать может воспитать тревожного ребенка.
3. Механизмы передачи установок
- Подражание:
- Дети копируют модели поведения родителей, как показал Альберт Бандура в теории социального научения.
- Семейный сценарий:
- Неосознанные сценарии (чувство вины, отверженность) могут переходить от бабушек и дедушек к внукам.
- Внушение:
- Через традиции, ритуалы и семейную атмосферу передаются как позитивные, так и негативные установки.
4. Примеры влияния семейных травм
- Трансгенерационный призрак (Николя Абрахам, Мария Тёрок):
- Невысказанные травмы предков (например, войны, потери) влияют на потомков через «неосознаваемые послания».
- Пример: внук погибшего на войне деда испытывает ночные кошмары и страх смерти, хотя лично не знал своего предка.
- Работа с травмами:
- Психологи рекомендуют проговорить проблему, рассказать историю предка, осознать и принять ее.
5. Как разорвать порочный круг?
- Осознание негативных установок:
- Первый шаг — выявить и осознать негативные семейные паттерны.
- Целенаправленная работа:
- Родителям важно работать над своими установками, чтобы не передать их детям.
- Позитивные изменения:
- Создание новой семейной атмосферы, основанной на поддержке, любви и открытости.
Выводы
- Семейные сценарии и травмы могут передаваться через поколения, влияя на поведение и эмоции потомков.
- Негативные установки особенно опасны, так как действуют на подсознательном уровне.
- Теории З. Фрейда, К.Г. Юнга, Дж. Боулби и других помогают понять механизмы передачи травм.
- Для разрыва порочного круга необходимо осознание проблем и целенаправленная работа с ними.
Работа с семейными сценариями — это путь к освобождению от негативных паттернов и созданию здоровой среды для будущих поколений.
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS