Может ли новая пандемия стать реальностью в ближайшее время? Инфекционисты Пироговского Университета рассказывают о потенциальных угрозах и методах их предотвращения.
Комментирует Владимир Владимирович Никифоров, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии Института клинической медицины Пироговского Университета.
«Прямо скажу, это пустые слова и попытка вернуть утраченную значимость Всемирной организации здравоохранения после всех дров, которые они наломали во время ковида. Да, конечно, когда-нибудь очередная пандемия случится. Это несомненно. Но никаких предвестников, что это будет завтра, послезавтра или через год, нет. Периодически эпидемии и пандемии случаются. Но нельзя нагнетать обстановку, что это уже объективная реальность. Это только истерические настроения, которые никому ещё ничего хорошего не принесли.
Много десятилетий над нами висит угроза гриппа птиц. Пока им болеют птицы и от них заражаются люди, причём явно с иммунодефицитом. Передачи от человека к человеку пока нет. Когда-нибудь грипп птиц преодолеет межвидовой барьер и действительно случится пандемия этого гриппа. Когда это будет — сказать невозможно. На всякий случай уже два года подряд мы в обязательном порядке прививаем птицеводов и свиноводов от сезонного гриппа. Вакцинация от сезонного гриппа даёт фоновый иммунитет. Птицеводы и свиноводы первыми попадают под удар. Если они всё-таки заболеют, то с фоновым иммунитетом болеть будут легче. Мы к этому готовимся.
Среди других — не исключаем новые варианты коронавируса. Кроме того, нельзя исключить вмешательство, скажем так, «чёрных» генных инженеров.
Пандемия возможна только на основании инфекции, которая передаётся воздушно-капельным путём. Никакие другие пути передачи её не вызовут. Ни контактно-бытовой, ни фекально-оральный. Могут быть локальные вспышки, но не более того. А вот не дышать нельзя. Значит, может идти речь только о вариантах гриппа и коронавируса.
Нас немного беспокоит менингококк, но у него очень низкий индекс контагиозности, он малозаразен, поэтому пандемию он дать не может. Локальные неприятности будут, но чтобы накрыло весь мир, нужна высокая контагиозность и воздушно-капельный механизм заражения. Эбола, например, на это не тянет. Вирус Марбург — тоже. Поэтому они не могут вызвать пандемию.
Методика разработки вакцин отработана, и если что-то случится, то быстро развернут создание вакцины. Это не будет для нас непреодолимым препятствием».
Комментирует Иван Вячеславович Коновалов, кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней у детей Института материнства и детства Пироговского Университета Минздрава России.
«Наиболее высокий риск возникновения пандемии связан с быстро размножающимися вирусами, которые передаются воздушно-капельным путём. К таким вирусам относятся, например, грипп и коронавирусы.
Эти вирусы способны изменяться двумя способами:
Дрейф антигенов— незначительные изменения в геноме, которые позволяют вирусу заражать людей, ранее переболевших похожими штаммами. Межвидовая рекомбинация генов — когда штамм вируса, ранее передававшийся от птиц или других животных, случайно приобретает свойства вируса, который циркулирует в человеческой популяции.
Эти изменения в структуре вируса позволяют ему быстро распространяться по странам и континентам, оказывая значительное влияние на систему здравоохранения. Именно такие ситуации мы называем пандемией.
С начала регистрации массовых вспышек респираторных инфекций в 19 веке пандемии гриппа происходили с периодичностью примерно в 10–30 лет. Учитывая современные миграционные процессы, особенно авиаперелёты, которые занимают меньше времени, чем скрытый инкубационный период инфекции, можно ожидать, что пандемии будут возникать всё чаще.
Поэтому так важно проводить молекулярно-генетическое и эпидемиологическое наблюдение и контроль за инфекционными заболеваниями не только среди людей, но и среди животных. Особое внимание следует уделить гриппу птиц, который может обладать высоким пандемическим потенциалом».


Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS