Один из самых распространённых мифов — что психологом может быть любой, кто «умеет слушать». На деле это профессия высокой сложности и социальной ответственности. Чтобы консультировать людей, нужно не просто «быть понимающим», а пройти сложный путь профессиональной подготовки. Разобраться в устройстве этой профессии и понять, почему «двухмесячные курсы» не делают человека психологом, поможет эксперт с многолетним опытом. Рассказывает Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета Минздрава России.
На сегодняшний день профессия психолога одна из наиболее востребованных и привлекательных с точки зрения выбора. С этой профессией связано много противоречий, мифов и очевидной несуразицы. Поскольку вот эта иллюзия житейского сознания о том, что психологом может быть тот, кто захочет стать психологом, или тот, кто чувствует себя психологом, и для этого нет необходимости учиться, вполне достаточно обыденной проницательности и мотивации на то, чтобы эту деятельность осуществлять в реальности. Всё абсолютно с точностью, да наоборот.
Данная специальность сложилась в Российской Федерации не так давно, но в принципе устойчиво закрепилась, и специалисты с психологическим образованием на должностях психолога в социальной сфере, педагога-психолога, медицинского психолога, психолога служебной деятельности, психолога-консультанта успешно осуществляют свою деятельность в разных сферах: образования, здравоохранения, служебной деятельности, бизнеса, и так далее. Для того, чтобы осуществлять деятельность на любой должности, на любой психологической должности, есть определённые, совершенно конкретные, зафиксированные в профстандартах требования к образованию. То есть исключительно по воле из явлению или на основании программы «повышение квалификации» эту деятельность осуществлять нельзя. Можно думать, что ты её осуществляешь, но по формальным требованиям, установленным в Российской Федерации для осуществления любой деятельности, психологу необходимо высшее психологическое образование и никак иначе.
Да, есть определенные варианты, когда психологическое образование становится вторым по отношению к первому высшему образованию и получается через профпереподготовку, но для целого ряда сфер деятельности это ограничивает трудоустройство, например, для сферы здравоохранения. Вот чтобы работать психологу на должности медицинского психолога, надо пять с половиной лет проучиться на специалитете по специальности «клиническая психология» пройти первичную специализированную аккредитацию, или же, получив базовое психологическое образование, пройти профпереподготовку по клинической психологии, опять же таки пройти процедуру первичной специализированной аккредитации, и только тогда есть возможность трудоустройства.
Соответственно, все те мифы, которыми изобилует цифровое социальное пространство в отношении доступности этой деятельности для каждого, очень сильно преувеличены. Все те предложения, которые предлагают за два с половиной месяца стать психологом, они не про то, чтобы психолог осуществлял свою деятельность, а для того, чтобы купить какие-то курсы или программы, повышение квалификации или профпереподготовки, и обеспечить доходы той компании, той организации, которая эту программу продаёт. А деятельность психолога определяется целым рядом тех самых условий, которые я детально проговорила.
Вопрос, чем занимается психолог в своей профессиональной деятельности, напрямую связан с тем, в какой сфере он эту деятельность осуществляет. Но если в целом говорить про профессиональные задачи психолога: он осуществляет психодиагностику, психологическую коррекцию, психологическое консультирование. Он может осуществлять психологическую экспертизу, психологическую супервизию, участвовать в комплексной или медико-социальной реабилитации, быть включённым в психологическое просвещение и так далее. То есть спектр профессиональных задач чрезвычайно дифференцирован. И в своей деятельности конкретный психолог может быть специализирован по какому-то конкретному блоку или группе задач. Например, заниматься только нейро- или патодиагностикой. А может в своем функционале реализовать различные трудовые функции, различные трудовые действия и по консультативному блоку задач, и по коррекционному блоку задач, и по диагностическому блоку задач.
Здесь очень важным критерием является качество профессионального образования, то, чему учат данного специалиста, то он и может внести в профессиональную деятельность. Что же касается вопроса о подготовке, то, как я уже сказала, готовить психологов могут через два специалитета: психология служебной деятельности, и клиническая психология. Могут через направление подготовки «Психология» по бакалавриату и магистратуре. Каждый вариант подготовки имеет совершенно свою специфику и наполненность теми компетенциями, которые в итоге выпускник может предъявить, и трудовыми функциями, которые он может осуществлять.
Что же касается подготовки клинических психологов, то длительность образования варьируется от 5,5 до 6 лет, например, в Пироговском Университете это программа 5,5 лет. Это высокоинтенсивная программа с большим количеством разнообразнейших дисциплин, с большим объемом практической подготовки. В нашем случае это специализированные психиатрические клиники, психоневрологические диспансеры, соматические клиники, реабилитационные центры, детские и взрослые больницы, поликлиники, организации департамента соцзащиты, где на длительном проживании находятся пациенты, образовательные учреждения высшего и среднего образования. И всё это многообразие делает будущего специалиста готовым к оказанию квалифицированной психологической помощи.
Программа специалитета клинической психологии – это программа высокой интеллектуальной ёмкости и практикоориентированности. Трудности особенно часто возникают на этапе адаптации, из-за необходимости совместить гуманитарный взгляд на реальность с естественнонаучным. В нашем университете клинических психологов готовят по программе с высокой наполненностью естественнонаучных дисциплин: анатомия, физиология, патофизиология. И это соединение с гуманитарной парадигмой создаёт сложности для некоторых студентов.
Особенностью нашего обучения является высокая степень практикоориентированности, которая предполагает регулярное посещение медицинских и не медицинских организаций и учреждений. Они разнообразны в своих требованиях по взаимодействию с врачами, средним медицинским персоналом и пациентами. Это предъявляет высокие требования к социально-психологической адаптации наших студентов.
Мотивации студентов, приходящих на наши психологические программы, разнообразны. Желание разобраться в собственных проблемах, помочь другим или оказывать влияние на людей. По факту эти искажения мотивационных входов часто и закономерно меняются. Деятельность психолога носит характер функциональной предопределённости.
Диагностика, коррекция и консультирование – это разные виды задач профессиональной деятельности психолога.
Диагностика направлена на оценку состояния, развития или функционирования человека. Речь идет исключительно о психическом развитии, психическом функционировании, психическом статусе. Существует очень много видов диагностики: нейродиагностика, патодиагностика, диагностика функционирования в профессиональной деятельности и так далее.
Коррекция – это целенаправленное воздействие на изменение состояния или функции уровня сформированности или развитие этой функции в том случае, если речь идет, например, о детях.
Консультирование – это профессиональная психологическая задача, направленная на повышение уровня осознанности осмысленности и осведомленности о собственном состоянии о собственном состоянии человека с целью повышения его продуктивности.
Odnoklassniki
VKontakte
Telegram
RSS