Соска — символ младенчества, но все чаще можно встретить взрослых, использующих её как «антистресс». Психологи называют такое поведение примером инволюции — возвращения к ранним стадиям развития. Почему взрослые прибегают к детским способам саморегуляции, чем это говорит о состоянии психики и можно ли считать это нормой, рассказывает Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР Пироговского Университета Минздрава России.
В возрастной психологии есть две траектории, характеризующие развитие. Эволюционное –поступательное, и инволюционное – обратное поступательному. Наше развитие никогда не статично. Оно всегда движется либо в одном, либо в другом направлении. Причем, двигаясь сначала в одном направлении, по разным причинам, а далеко не только органическим, оно может осуществить переключение, то есть переход на инволюционную траекторию.
Использование поведенческих реакций, способов реагирования и перенос таковых из предшествующих этапов жизни в последующее — это проявление инволиционной траектории. Использование соски как способа стимуляции или стабилизации состояния ребенка адекватно в период младенчества, а уже в периоде раннего детства взрослые стремятся исключить, вывести этот способ из закрепленных поведенческих реакций. А уже в дошкольном или младшем школьном возрасте, если ребенок использует этот способ для того, чтобы по привычке стабилизировать свое состояние, — это уже повод обращения к специалисту. Соответственно, к периоду взрослости человек должен эволюционно накопить десятки, а иногда и сотни способов для стабилизации своего эмоционального состояния. И когда он вдруг применяет способ, которым пользовался в младенческом возрасте, возникает вопрос: есть ли у него другие способы стабилизации своего состояния? Есть ли у него внутренние ресурсы, такие как волевая регуляция, для стабилизации своего состояния? Или он за этот период жизни их не накопил, не сформировал?
Если рассмотреть использование соски с точки зрения подражания и «по приколу», то есть определенная социальная среда это поддерживает, и человек стремится повторить так же, как все, произвести впечатление и поддержать компанию, то этот подражательный маневр тоже сам по себе вызывает вопросы. Хотя бы тем, что даже во младенчестве не рекомендуют долго использовать соску, дабы не нарушить прикус. А зумеры так следят за своими зубами и прикусом, что постоянное использование соски как будто становится даже существенной материальной издержкой. Не только неадекватным возрастом, способом регуляции своего поведения.
Наконец, использование соски – это не только ранний, но и непроизвольный способ стабилизации своего состояния. Я уж не знаю, насколько он реально может стабилизировать эмоциональное состояние взрослого человека. И здесь вызывает вопрос то, что в период взрослости, для того, чтобы наше состояние нам подчинялось, мы его сами должны регулировать. И это называется саморегуляция. Регуляция своего состояния за счет предмета или действия, как минимум, не предназначенного для этих целей, вызывает много вопросов.
Это может быть описано как либо подражательное вовлечение (все делают и я вместе с ними), либо как неадекватное использование способа регуляции собственного состояния, который имеет инволюционные последствия. В любом случае психике пользу не приносит.