О масштабах алкогольной проблемы в России и необходимых мерах для её решения рассказывает Алексей Михайлович Решетун, ассистент кафедры анатомии человека Института анатомии и морфологии имени академика Ю.М. Лопухина Пироговского Университета Минздрава России, судебно-медицинский эксперт, автор книг.
По поводу снижения потребления. Действительно, такая статистика есть. Однако, если, скажем так, доверять средствам личного наблюдения, то количество не только не уменьшилось, но еще и увеличилось за счет того, что дети начинают употреблять довольно в раннем возрасте. Это подтверждается как раз моими беседами со школьниками, с которыми я довольно часто встречаюсь.
Что касается мер, на мой взгляд, здесь не может быть каких-то полумер и не может быть каких-то перегибов. С учетом грозящей опасности, причем не только в настоящем, но и в будущем для ликвидации этой заразы, все средства хороши. И повышение акцизов. и тотальный государственный контроль и возвращение системы вытрезвителей, с формированием того негативного отношения к людям, которые употребляют алкоголь, которое было в советское время. Это и публикации различных пропагандистских материалов в СМИ, потому что раньше на последних страницах любого издания, например, будь то газета «Известия», или журнал «Крокодил», не имеет значения, публиковались карикатуры, которые высмеивали вот такой образ жизни и как бы подспудно формировали отношение общества к этой проблеме. Сейчас такого даже близко нет.
Кроме этого, на мой взгляд, я об этом говорю уже давно, должно существовать такое явление, которое я называю агрессивной профилактикой. Что это означает? Это означает, что необходимо разумно чередовать политику кнута и пряника. При этом говорить о вреде алкоголя, должны не только люди, которые имеют какие-то медицинские звания, в источниках, которые мало кто читает. Это должны быть люди, которые оказывают серьезное влияние в своей профессиональной области: например, музыканты, певцы различные, в том числе и молодежные, Православная церковь.
Народ должен видеть эту информацию, чтобы у него все это было на виду и слуху и потом в голове: таким образом будет формироваться восприятие человека. Кроме этого это постоянная пропаганда отказа от алкоголя на федеральных каналах ТВ, социальная реклама, причем не как сейчас на каких-то единичных билбордах, а везде и тотально.
Также, на мой взгляд, должны быть беседы о вреде алкоголя с детьми, причем начиная с самого раннего возраста. Плюс профилактические беседы с родителями. Это процесс долгий, но как вы понимаете, запретами ничего решить невозможно, поэтому через несколько лет, 10, 20 лет, может больше, мы сформируем то поколение, которое изначально будет относиться к этому продукту как к яду, который человеку не свойственен. Ну и, естественно, ограничение продаж, полный государственный контроль, абсолютно решительные беспощадные меры к тем, кто это все продает несовершеннолетним. При выявлении покупающих это детей, проводить беседы с родителями, причем с последствиями, то есть должен работать государственный аппарат, без участия государства это все абсолютно бесполезно.
Есть две группы состояний, возникновение которых приводит к смерти от алкоголя. Первая группа – это смерть от острого отравления алкоголем. Таких смертей бывает немного. А вторая группа – это те состояния, которые связаны с его употреблением. Это и заболевания, которые провоцируются употреблением алкоголя, и какие-то преступления, несчастные случаи, на самом деле, их очень много.
Поэтому в структуре как насильственной, так и ненасильственной смертности алкоголь имеет очень большую долю. Он нарушает человеческое поведение, что заканчивается убийствами, несчастными случаями, самоубийствами, алкоголь является причиной развития многих хронических заболеваний, от которых человек в итоге умирает.
Поэтому к алкоголю должно быть абсолютно четкое и ясное отношение. И лозунг «алкоголь – это яд» должен быть на каждом углу. Самое главное, что должно быть обязательно вовлечено государство на самом высоком уровне. Без государственной программы мы на своих скромных маленьких местах ничего не сделаем.