Идея о врождённом «гене долголетия» остаётся популярным мифом, однако современные исследования показывают: решающую роль в старении играют иммунитет, воспаление и образ жизни человека. Почему генетика определяет лишь небольшую часть продолжительности жизни и чем долгожители отличаются от остальных людей, объясняет кандидат медицинских наук, научный сотрудник Института изучения старения Российского геронтологического научно-клинического центра Пироговского Университета Минздрава России Михаил Артемович Болков.
Исследование ученых из Сан-Паулу, основанное на 160 жителях старше 100 лет по своему дополняет то, что уже известно в мире, и более того, было исследовано и продолжает изучаться в нашем центре. В РГНКЦ Пироговского университета проведено исследование долгожители на куда более значительной когорте долгожителей и супердолгожителей, были исследованы десятки различных параметров, включая иммунную систему. И да, можно сказать, что иммунная система крайне важна для выживания в целом и долгожительства в частности. Это и понятно — если вы сопротивляетесь хорошо инфекциям и опухолям — вы живёте лучше и дольше.
Тут надо понимать следующее. Воспаление — это нормальный процесс работы иммунитета, без него мы бы не прожили и одной недели. Но как любая операция по зачистке и восстановлению порядка она не должна быть вечной. Поэтому воспаление строго регулируется в организме. Если иммунитет начинает атаковать свои ткани — мы получаем аутоиммунные болезни, если он не контролируемо срывается на любой триггер — аутовоспалительные, если сверхсильно реагирует на инфекцию — можем получить цитокиновый шторм. И так далее.
Со старением у нас истощаются возможности иммунной системы, однако в целом воспаление нарастает. Большое количество умирающих клеток и больных тканей, накапливающихся с каждым десятилетием, приводят к тому, что, скажем так, средний уровень сигналов воспаления становится выше, а это мешает нормальной жизни.
У долгожителей в этом аспекте лучше контроль и баланс.
Касаемо генов, 100% генов долголетия, некого гена Х и Y, которые бы сделали нас долгоживущими, не существует. У нас порядка 21 тысячи обычных генов, ещё около 270 000 регуляторных, тут нет места какому-то одному гену долголетия — мозаика программ, реагирующих на внешние факторы.
В среднем по популяции на длину жизни генетика влияет примерно на 10%, остальное определяется тем, как рос и взрослел человек, и его образом жизни и перенесенными нагрузками. Однако долгожительство прослеживается в некоторых семьях, и у этих людей, если взять в расчёт только их, роль генов велика (но тоже ниже 50%).
Среди важных генов долголетия известны такие как Klotho, Foxo, APOE, SIRT, GDF11… Их на самом деле много разных, все всегда есть у всех людей, речь про их тонкие отличия у разных людей и их активность. В основном среди таких генов важными оказываются те, что определяют устойчивость к повреждениям ДНК, устойчивость нервной системы, обмен веществ и иммунитет.