Заболевания

Несовместимый с жизнью порок устранили, собрав структуры сердца, как сложный конструктор: кардиохирурги Центра Мешалкина восстановили сердце новорожденному c критической патологией из Республики Марий Эл

НМИЦ Мешалкина. Детский кардиохирург Алексей Архипов в ходе операцииНМИЦ Мешалкина. Детский кардиохирург Алексей Архипов в ходе операции

НМИЦ Мешалкина. Детский кардиохирург Алексей Архипов в ходе операции

Вместо серии операций, растянутых по времени, хирурги за одно вмешательство выполнили несколько радикальных процедур, в результате которых полностью воссоздали недостающие желудочек, клапан и главный сосуд. Благодаря слаженной и высокопрофессиональной работе всей детской бригады удалось не только спасти новорожденного, но и обеспечить ему дальнейшую полноценную жизнь.

Крайне редкий порок сердца плода обнаружили еще на 23-й неделе беременности. То, что врачи видели на экране ультразвукового аппарата в сердце будущего малыша, не укладывалось в привычные сердечные лабиринты: вместо двух желудочков – один, вместо двух клапанов на выходе из сердца – один, вместо двух главных сосудов – один. Во время беременности было крайне сложно разглядеть все нюансы маленького сердечка, поэтому доктора ставили разные диагнозы.

Консилиум ведущих российских акушеров-гинекологов признал порок крайне неблагоприятным для жизни и здоровья плода и рекомендовал прервать беременность. Но семья не согласилась и приняла решение сохранить жизнь малышу. Начался нелегкий период чередующихся консультаций у ведущих детских кардиохирургов с надеждой на спасительную операцию. К сожалению, несколько центров отказали родителям в связи с высоким риском неблагоприятного исхода хирургического лечения.

Специалисты Центра Мешалкина, внимательно изучив документы, приняли решение дать ребенку шанс и пригласили маму для родоразрешения в Новосибирский городской клинический перинатальный центр. Сразу после рождения малыша перевели в НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина, где в ходе скрупулезного обследования выявили все анатомические нюансы уникального порока сердца: дефект межжелудочковой перегородки с гемодинамически единым желудочком, атрезия (полное отсутствие) аортального клапана, выраженная гипоплазия (недоразвитие) дуги аорты с ее полным перерывом, частично сохранившиеся сегменты обеих аортальных дуг с обеспечением кровообращения маленького организма через два эмбриональных сосуда – кровоток в сосудах головного мозга и сердца через правый артериальный проток, кровоток в нижней половине тела через левый артериальный проток. Поскольку природа человеческого организма такова, что эмбриональные сосуды самопроизвольно закрываются в течение первых дней жизни, малыша ждала гибель. На 3-и сутки жизни ребенка взяли в операционную.

НМИЦ Мешалкина. Детский кардиохирург Алексей Архипов в ходе операцииНМИЦ Мешалкина. Детский кардиохирург Алексей Архипов в ходе операции

НМИЦ Мешалкина. Детский кардиохирург Алексей Архипов в ходе операции

«Анатомически и гемодинамически данный порок во многом схож с гипоплазией левых отделов сердца, поэтому в большинстве центров, имеющих опыт хирургического лечения подобных детей, маме предложили бы паллиативную операцию Норвуда, за которой бы последовала серия операций в первые 4–6 лет, направленных на формирование сердца с одним желудочком и полным обходом венозного кровотока, что повлияло бы на качество и продолжительность жизни ребенка, – комментирует заведующий кардиохирургическим отделением врожденных пороков сердца Алексей Архипов. – Изучив геометрию гемодинамически единого желудочка, частично разделенного остатками перегородки, мы приняли взвешенное и ответственное решение восстановить ребенку нормальную анатомию сердца с двумя желудочками и цельной аортой. Нам было важно не только помочь ребенку выжить, но и обеспечить ему полноценную жизнь в будущем».

Многочасовая операция включила в себя сложную реконструкцию аортального клапана, дуги аорты и ее ветвей (из собственного клапана, ствола легочной артерии, остатков восходящего отдела аорты и дополнительной биологической ткани) по методике Норвуда; создание внутрижелудочкового тоннеля через дефект межжелудочковой перегородки с разделением желудочков и формированием клапаносодержащего пути оттока в легочную артерию по методике Растелли. Данную концепцию описал японский кардиохирург Хисатака Ясуи.

Операцию Ясуи выполнили 2-й раз в истории Центра Мешалкина.

После 15 дней интенсивного выхаживания в отделении реанимации малыша перевели в обычную палату, где он вместе с мамой еще в течение месяца находился под наблюдением кардиологов. Показатели сердечно-легочной деятельности нормализовались, мальчик самостоятельно питается, развивается в соответствии с возрастом. В 1,5 месяца был выписан и отправился домой в Республику Марий Эл.

«PRO Здоровье»

Статьи от экспертов о здоровом образе жизни, семейных отношениях, болезнях, красоте и др. Советы экспертов по фитнесу, диетам, правильному питанию.Справочники.

Поделиться
Опубликовано
«PRO Здоровье»

Свежие новости

Морская форель против речной и озерной: в чем разница и какую выбрать для стола

Покупая красную рыбу для семейного ужина или праздничного стола, многие задумываются: чем отличается морская форель…

Кишечные бактерии и сердце: как микробиота влияет на сердечно-сосудистую систему

Кишечная микробиота может влиять на давление, холестерин и даже риск инфаркта. Как именно — объясняет…

Метро в зной: как спастись от жары под землёй

Летом поездки в метро могут быть опасны для здоровья. Как избежать перегрева под землёй —…

Как восстановить овуляцию при синдроме поликистозных яичников (СПКЯ)?

Как восстановить овуляцию при синдроме поликистозных яичников? Подробный разбор всех эффективных методов — от коррекции…

Развиваем мозг: почему одни головоломки эффективнее других?

Не все головоломки одинаково полезны для мозга. Что именно развивает когнитивные функции, рассказывает эксперт по…

Почему летом духи пахнут иначе? Разбираемся с врачом и парфюмером

Летом духи могут пахнуть иначе — ярче, резче и неожиданно неприятно. Почему так происходит, объясняет…