Школьники проводят в образовательных организациях большую часть дня, и отсутствие качественного перекуса может снижать работоспособность и провоцировать нездоровые пищевые привычки. Почему важно стандартизировать состав вендинговых автоматов, какие продукты безопасны и полезны, а что должно быть под запретом, и какую роль всё это играет в профилактике ожирения и поддержке программы «Десятилетие детства», объясняет Ольга Юрьевна Милушкина, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, проректор по учебной работе Пироговского Университета Минздрава России.
Если вендинговые автоматы уже есть в наших школах и готовы предоставлять «полезную» продукцию, я считаю, что закрепить это стандартом крайне необходимо. У многих школьников длинный день в школе, зачастую он не ограничивается уроками по расписанию, некоторые остаются на продленный день, кто-то посещает секции и кружки. Для растущего организма возможность перекуса это дополнительная энергия и ресурс для повышения работоспособности.
Нужно реализовать два важнейших аспекта использования автоматизированных сервисов в школах — первое, набор продуктов должен отвечать потребностям детского организма и быть безопасным в эпидемическом отношении и второе, необходимо повышать гигиеническую грамотность школьников в принятии пищи и выборе продукта. Полезные продукты для перекуса — это индивидуально упакованные вымытые свежие фрукты (яблоки, груши, бананы, апельсины, мандарины), это небольшие по фасовке (несколько десятков граммов) орехи или ореховые смеси, без добавления соли и сахара, мелкая фасовка печенья из цельных зерен или галеты, баночки с йогуртом или творогом без добавок, сахара и подсластителей и др. виды продуктов и готовых блюд, рекомендуемых на полдник или второй завтрак для школьника. Обязательно должна быть вода в небольших объемах, чтобы можно было взять на улицу, например, или на экскурсию. Кроме того, необходимо ввести жесткие ограничения и запрет на использование продуктов, запрещенных к реализации в образовательных организациях (список есть в действующих нормативных документах Роспотребнадзора), следует усилить родительский и государственный контроль за использованием автоматизированных сервисов подачи пищевых продуктов в школах…
Для нас актуальность автоматизированного питания в образовательных организациях очень важна. Мы сегодня понимаем, что в реализации президентской программы «Десятилетие детства» очень большое внимание уделяется профилактике многих неинфекционных заболеваний, в частности, детского ожирения, расстройства пищевого поведения у детей. И питание играет немаловажную роль в поддержании здоровья детского населения. Мы знаем, что у вендинга – реализации товаров через автоматизированные точки, есть неприятная стигматизация, связанная с тем, что он обеспечивает только перекус. А это всегда вредно, и часто ведет к различным заболеваниям. А вот школьная столовая — это здорово, и там горячая, полноценная пища. Сегодня стоит задача создать полезный продукт, который можно получить именно в формате перекуса. Это одна из глобальных и, на мой взгляд, стратегических задач. Мы знаем, что сегодня школьник довольно много времени проводит в образовательной организации. И возможность получить полезный, качественный перекус с хорошей пищевой ценностью, продукт, который будет вкусным и полезным для ребёнка крайне важна.