Консультации специалистов

Дистанционное обучение. «Формировать компетенции на дистанционных технологиях — значит осуществлять разрыв в профессиональном сознании специалиста»

Дистанционное обучение врачей за компьютеромДистанционное обучение врачей за компьютером

Почему дистанционное обучение не может заменить очное в медицине и как это влияет на качество подготовки врачей, рассказывает Вера Борисовна Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета Минздрава России, доктор психологических наук, профессор.

Подход, который реализуется в современном высшем профессиональном образовании в Российской Федерации, построен на формировании компетенций. Декомпозиция компетенций включает в себя знания, умения, владение. Использование дистанционного обучения на уровне «знать» вполне допустимо и может быть эффективно. Что же касается «уметь» и «владеть», безусловно, дистанционное обучение не может обеспечить качество этих уровней формирования компетенций. Это один из смыслов, но не единственный. Профессиональная деятельность и будущего, и действующего врача сосредоточена в системе «человек-человек», «врач-пациент», «врач-родственники пациента», «врач-коллеги», «врач-средний медицинский персонал», «врач-администрация». Формировать компетенции на дистанционных технологиях — значит осуществлять разрыв в профессиональном сознании специалиста. Сформированные, благодаря дистанционным технологиям, в цифровом пространстве навыки не могут быть полностью перенесены в не опосредованную техническими средствами реальность.

У технологий дистанционного обучения есть свои преимущества. Обучающиеся и обучающиеся их уже оценили. Но их влияние на когнитивные процессы совсем не такое, как у традиционного образования. Мы констатируем, что это влияние проявляется на уровне процессов памяти, внимания, мышления, восприятия. Сформированный под влиянием дистанционных технологий процессы иначе функционируют в не опосредованной техническими средствами реальности. Есть исследования, подтверждающие влияние коммуникации в цифровом социальном пространстве на процессы памяти (в частности консолидация-реконсолидация). Мы фиксируем сложности в переключении внимания, особенно когда обучение сосредоточено на активизации визуальных эффектов. Они своей контрастностью, яркостью, динамикой не могут быть сравнимы с аналогичными в нецифровом пространстве. Социальный интеллект тоже страдает. И это только часть тех рисков, которые видны уже сейчас, и если их не учесть, они могут привести к фатальным последствиям в системе подготовки специалистов здравоохранения.

Студенты сталкивались со сложностями в обучении после выхода с полного дистанта. Первая часть сложностей была на входе в дистанта. Все студенты говорили о том, что такой способ обучения их не устраивает, объясняли эту позицию снижением качества образования. Но как только произошла адаптация, как только стали очевидны преимущества комфорта этого процесса, минимизации усилий на организацию образовательного процесса, этот аргумент о качестве образования ушел из объяснений студентов и в большинстве совсем они с трудом переходили на очное обучение. По-прежнему мы слышим от них запросы об увеличении доли дистанционной составляющей образования. 

«PRO Здоровье»

Статьи от экспертов о здоровом образе жизни, семейных отношениях, болезнях, красоте и др. Советы экспертов по фитнесу, диетам, правильному питанию.Справочники.

Поделиться
Опубликовано
«PRO Здоровье»

Свежие новости

Когда обычного осмотра недостаточно: важность дерматоскопии

Дерматоскопия — современный метод диагностики новообразований кожи. Расскажем, в каких случаях она необходима и как…

Внезапный инсульт и пропажа людей

Инсульт может случиться внезапно — на улице, в дороге, даже в 40 лет. Мы собрали…

Воскрешение вымерших и генетические манипуляции: мифы, реальность и научный смысл

В СМИ появилось сообщение о якобы «воскрешении» вымершего вида волков. Генетически модифицированные животные, по задумке…

Фигура мечты любой ценой? Гастроэнтеролога рассказывает, к чему приводят неправильные диеты

Многие следуют модным диетам, не задумываясь о здоровье. Мы собрали важные советы от эксперта по…

Грудное вскармливание vs смеси: что говорит современная педиатрия

Грудное молоко — это не просто пища, а мощная биологическая программа развития здоровья. Мы собрали…

Формула здоровья: как питание влияет на развитие детей

Питание с первых дней жизни определяет не только физическое развитие ребенка, но и его интеллект,…