ПФАС — огромная группа синтетических соединений, отличающихся исключительной химической стойкостью. Они используются в быту десятилетиями, попадают в воздух, воду и накапливаются в организме. Что современные исследования знают об их воздействии на здоровье и почему эти химикаты всё чаще обсуждаются на уровне экологической и медицинской безопасности, рассказывает Вадим Витальевич Негребецкий, доктор химических наук, доцент, профессор РАН, директор Института фармации и медицинской химии Пироговского Университета Минздрава России.
Что это за химикаты?
ПФАС (пер/поли фтор алкильные соединения) – это общее название очень большой группы (более 12-14 тыс.) синтетических (не природных) химических соединений. Они характеризуются большим количеством ковалентных связей между атомами углерода и фтора. Фтор очень маленький химический элемент, по размерам и по свойствам сопоставим с водородом. Но в отличие от него характеризуется самой высокой среди известных химических элементов электроотрицательностью. В том числе благодаря этому свойству связь углерод – фтор является исключительно прочной, для того чтобы ее разорвать потребуется очень большое количество энергии. Разработку таких соединений начали еще в середине прошлого века с целью создания искусственной крови, так называемой «голубой» крови. В результате искусственную кровь так и не создали, за то появились ПФАС, которые нашли широкое применение в быту из-за способности отталкивать воду и жир, не меняя свою структуру во времени и даже при действии очень высокой температуры. А если учесть, что ПФАС еще и очень и очень медленно деградируют во времени, то их название как «вечные химикаты» не удивительно.
Как ими можно заразиться?
ПФАС активно применяются с середины прошлого века. Благодаря упомянутым выше свойствам они нашли широкое применение в быту в составе потребительских товаров: так называемые «тефлоновые» сковородки с антипригарным покрытием, пищевая одноразовая посуда (тарелки, стаканчики, вилки, ложки), водоотталкивающие ткани, ковролины, ковры, водоотталкивающая одежда, даже косметика и некоторые медицинские изделия и препараты.
Основной источник заражения – воздух и вода. В воздух они попадают после утилизации путем сжигания бытовых отходов их содержащих. В воду – из воздуха. Можно даже предположить, что определенное количество ПФАС накапливается в почве, откуда может поступать в культивируемые сельскохозяйственные растения. Проблема заражения касается не только индустриально развитых стран. Дело в том, что с воздухом и водой ПФАС могут широко распространятся по разным регионам. Действительно, опубликованы данные о выявлении ПФАС даже в Антарктиде.
В чем заключается их опасность и как эти химикаты влияют на организм?
До недавнего времени ПФАС не относили к токсичным соединениям и их использование никак не регламентировалось. Сейчас в ряде стран приняты законодательные ограничения на применение некоторых наиболее распространенных ПФАС. Но проблема в том, что их суммарное количество – десятки тыс., плюс – не для всех существуют методы идентификации.
ПФАС способны депонироваться в живых организмах и приводить к серьезным последствиям. Замечу, что оригинальных научных работ по выявлению их роли в развитии тех или иных заболеваний не так много. Отмечается, что у работников производств, имеющих дело с «вечными химикатами» риск развития заболеваний печени, почек и щитовидной железы выше, чем в среднем в популяции. Однако они находятся на уровне с другими работниками, занятыми на химических производствах с вредными условиями труда. Имеются также неподтвержденные данные о возможной связи развития болезни Альцгеймера и ПФАС.
Точных научных данных о механизмах развития тех или иных заболеваний, в которых триггером выступает ПФАС сейчас в научной литературе нет. Поскольку мы давно уже живем в «химическом» мире, нас окружают миллиарды различных химических молекул (не всегда безопасных для человека) и, казалось бы, мы давно уже должны были адаптироваться к таким реалиям, тем не менее проблему ПФАС усугубляет их чрезвычайно высокая стабильность. Следует признать, что проблема существует, для оценки ее глубины требуются серьезные научные исследования. Скорее всего человечество не сможет полностью отказаться от использования «вечной химии», но меры по ограничению ее использования, например, в бытовой химии, косметике и медицинских препаратах, очевидно, надо применять уже сейчас.