Ученическое самоуправление — один из способов сделать школьную жизнь насыщеннее и полезнее. Оно позволяет детям принимать активное участие в решении вопросов, которые касаются их повседневной жизни в школе.
Как можно организовать школьное самоуправление и какие личностные качества развивает такая деятельность у учеников, расскажет психолог Ломоносовской школы Ольга Геннадьевна Киншакова.
Что такое самоуправление в школе
Это система, при которой учащиеся могут влиять на различные аспекты школьной жизни: планировать мероприятия, помогать в организации учебного процесса, вносить предложения по улучшению школьной среды.
В рамках самоуправления создается ученический совет или парламент, в который избираются представители от каждого класса. Другой формат — разделение ролей: например, ответственные за мероприятия, за дисциплину, за взаимодействие с администрацией. Такой подход не просто дает возможность детям проявить активность, но также готовит их к жизни в обществе, учит принимать ответственность за свои решения и действия.
Как может быть организовано ученическое управление?
Самые распространенные формы самоуправления:
- Классное самоуправление. Школьники выбирают старосту класса, который помогает учителю в организации учебного процесса, — контролирует дежурство, участвует в подготовке и проведении классных мероприятий, рассказывает классному руководителю о внутренних конфликтах и проблемах в коллективе, следит за дисциплиной и порядком в кабинете, а также посещаемостью и успеваемостью одноклассников.
- Школьное самоуправление. Организация ученического совета, клуба или ассоциаций дает детям возможность участвовать в решении актуальных вопросов наравне со взрослыми. Например, школьники могут предлагать улучшения для работы столовой, обновления для благоустройства территории возле школы.
Часто старшеклассники разделяются на разные направления и выбирают министра культуры, спорта, правопорядка или информации. Таким образом, каждый может взять на себя ответственность за определенную сферу, которая больше всего его интересует.
Ученик, ответственный за спортивную жизнь, проводит общешкольные спортивные соревнования, способствует созданию спортивных кружков по запросам обучающихся, осуществляет сотрудничество школы с другими районными школами, культивирует здоровый образ жизни. А министр культуры помогает администрации сотрудничать с культурными центрами, организовывать школьные спектакли, “вечера поэзии” и другие мероприятия.
- “Дни самоуправления”. В эти дни старшеклассники временно заменяют учителей — самостоятельно проводят занятия, проверяют домашнее задание и оценивают знания учеников. Этот опыт очень полезен, поскольку школьники ставят себя на место преподавателей и понимают, каково это — вести урок, когда кто-то нарушает дисциплину, шепчется на задних партах, выкрикивает с места.
- Благотворительные акции. Такие инициативы помогают ученикам объединиться ради добрых дел. Например, для сбора одежды и игрушек для детского дома или помощи пожилым людям.
Главное, чтобы такая деятельность в школе проходила под ненавязчивым контролем администрации, преподавателей и родителей. В любых начинаниях детям важно чувствовать поддержку и одобрение со стороны взрослых.
Личностное развитие учеников, участвующих в самоуправлении
Участие в самоуправлении не просто делает учеников активными участниками школьной жизни, но и помогает развивать множество полезных качеств:
- Лидерские навыки. Ребенок учится брать на себя ответственность за организацию мероприятий, принимать решения и вдохновлять других. Так формируется уверенность в себе и своих силах.
- Умение работать в команде. Самоуправление помогает школьникам развивать навыки взаимодействия, ведь любые решения принимаются коллективно. Ребята договариваются, ищут компромиссы, распределяют задачи.
- Организаторские способности. Участие в школьных проектах, от планирования до их воплощения, помогает ребятам развивать навыки управления временем и ресурсами.
- Ответственность. Школьники, участвующие в самоуправлении, понимают, что их действия могут повлиять на жизнь всей школы. Это учит их более осознанно подходить к своим решениям.
- Коммуникация. Умение выразить свои мысли, вести переговоры и договариваться — важные качества, которые развиваются у ребенка во время обсуждений в ученическом совете.
- Инициативность. Самоуправление воспитывает желание что-то изменить к лучшему, развивает творческий подход и готовность к действию.
- Эмпатия и уважение к другим. Школьники, взаимодействуя друг с другом, учатся понимать разные точки зрения, уважать мнение окружающих и строить доброжелательные отношения.
Самоуправление помогает не только организовать школьную жизнь, но и воспитывает в учениках ценные качества, которые пригодятся им в будущем. Самое главное — оно делает детей активными участниками процесса, формируя у них чувство значимости и уверенности в своих силах.