Рост числа психиатрических диагнозов в статистике — это не только следствие реального увеличения заболеваемости. Существенную роль сыграли снижение стигматизации, изменение отношения к психическому здоровью и популяризация фармакологических практик в социальных сетях. Почему диагноз перестал быть табу и как это влияет на официальные показатели, объясняет Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР Пироговского Университета Минздрава России.
За последние 10 лет психиатрический диагноз существенно утратил статус стигматизированного явления. Эти изменения напрямую связаны с тем, что значительная часть людей, особенно молодого возраста, стала воспринимать диагноз не как нечто, что нужно лечить или скрывать, а как характеристику, которую можно открыто представлять и даже использовать: с одной стороны, как проявление собственной уникальности, с другой — как основание для получения вторичных социальных выгод.
Это одна из причин текущего роста показателей распространённости психических расстройств. Есть и вторая. Она связана с активной популяризацией — прежде всего в неофициальном сегменте социальных сетей — практик использования фармакологических препаратов, в первую очередь антидепрессантов, для улучшения или изменения качества жизни. Сегодня опыт применения антидепрессантов не по медицинским показаниям характерен для значительного процента как молодых, так и взрослых людей.
При неправильном использовании этих препаратов состояние человека часто меняется так, что дальнейший приём становится для него необходимым. Именно так нередко возникают психиатрические диагнозы, которые в свою очередь расширяют официальную статистику психических расстройств.